Сахалин во времена Карафуто – обзор домов и наследие Сахалина

Сахалин во времена Карафуто – обзор домов и наследие СахалинаСахалин во времена Карафуто – обзор домов и наследие Сахалина

После Русско-Японской войны южной частью острова в 1905 году завладел японцы. В течение 40 лет они выстраивали города, развивали промышленность на южной части острова.

После того, как Сахалин будет освобожден в 1945 году войсками из СССР, остров снова стал частью страны. В годы СССР Сахалин развивался интенсивно, и потому следы присутствия японцев стали почти незаметными.

Сейчас сохранилось не так уж много построек из прошлого в регионе, а внимательные люди обязательно их найдут. Мы расскажем вам о японском периоде Карафуто на Сахалине, а еще про главные памятники времен губернаторства.

Карафуто является южной частью острова

…, который входил в состав империи Японии с 1905-1945 года. Само название «Карафуто» ввели японцы и ранее применяли как обозначение для всего Сахалина, но на данный момент все чаще используется названием «Сахалин». Карафуто имело довольно важное экономическое и при этом стратегические значение для того, чтобы произошло становление Японской империи. А вот губернаторство, точнее термин, использовали как обозначение временного промежутка, когда на южная часть острова принадлежала японским властям. За 40 лет 16 политиков успели побывать губернаторами.

После получения южной части Сахалина, японское правительство стало активно осваивать природные островные богатства и вкладывать большие деньги в то, чтобы развивать инфраструктуру Карафуто – выстраивали города, мосты и дороги, прокладывали новые коммуникационные линии. За японский период было проложено примерно 700 км железных узколинейных дорог и выстроено больше 700 промышленных предприятий. Большинство и построек, выстроенных в тот период, сохранились до сей день, пусть и частично.

Подробности

Южно-Сахалин (Тоёхара)

Южно-Сахалин (Тоёхара)Для только что приобретенной территории требовалась новая столица, и для реализации задачи было выбрано место, где ранее было российское село Владимировка. В роли эталона для новой столицы был взят город из США, Чикаго. Именно так и появилась популярная планировка Южно-Сахалинска – городок поделен на 4 части двумя основными улицами. Речь идет про улицу Сахалинскую (Маока-дори) и Ленина (Одори). В этом месте сохранилось примерно пару десятков объектов архитектуры еще со времени Карафуто. Они заметно отличаются даже внешне из массива остальных построек и несут в себе не просто эстетическую красоту, но и глубочайшую философию, которая зашифрована в элементах архитектуры. Здание японского банка (в прошлом) формирования Хоккайдо 1930 года строение военного госпиталя Тойохары сейчас является военным госпиталем на улице Чехова и не просто. Самая популярная достопримечательность японского типа в Южно-Сахалинске – музей с информацией об историческом прошлом, здание под которое было выстроено японцами в 1937 году. Что интересно, оно изначально было задумано как помещение для хранения исторических ценностей. Там выставляли этнографические коллекции коренных жителей острова, по зоологии/палеонтологии/ботанике и другому. Здание, выделенное под музей, оформлено в японском классическом стиле императорской короны.

Холмск (Маока)

Временной промежуток губернаторства ощутимо повлиял на будущую судьбу Холмска. Вначале японцы обратили внимание на бухту, которая не замерзает и превратили маленькую деревню в реальный город-порт. Кроме того, новые владельцы выстроили кирпичный завод и пару электрический станций, проложили линию для звонков по телефону и создали водопровод. Около Холмска есть легендарная среди Сахалинских жителей железная дорога, выстраивание которой помечается первой половиной 20 века. Железнодорожные пути проложены через гору и выходят на мост через тоннель, который люди называют очень просто – Чертовым Мостом, который расположен на высоте 41 метра, а еще протянут на 125 метров вперед и смог соединить 2 горы между собой. Если вы пройдете дальше по мосту, проходя дополнительный тоннель, перед вами будет более гигантское строение от инженеров из Японии – Ведьмин мост. Он чуть выше, чем его собрат – на 9 метров и длиннее 75 метров. До 1994 года движение по такой железнодорожной ветке не прекращалось, а в 21 веке можно созерцать красивые виды Сахалинской природы, сидя в вагончике не выйдет, потому что область тоже совершила переход на общий российский стандарт по железным дорогам.

Томари (Томариору)

Именно в Томари сохранилось много следов проживания японцев – старые японские дома, развалины целлюлозно-бумажного заводика, до сих пор используемый мост через реку Томаринка, и самое главное – синтоистский комплекс храмов «Томариоро-дзиндзя» (Божий дом в Томари), который был выстроен в 1922 году в честь богини Японии солнца Аматэрасу. Храмовые руины расположены на склоне Бумовской сопки, причем его видно со всех точек городка. Останки храма в Томари на данный момент считаются одними из лучших сохранившихся, и они дают возможность восстанавливать размеры и планировку храмов синтоистов во время губернаторства Карафуто. Комплексные остатки включают в себя ворота из бетона – «Тории», статуи собак для охраны «Кома-ину», которые установлены в честь погибших солдат из Японии, которые проявили верность главному. На месте бывшего японского храма поставлены таблички с описанием построек на двух языках – русском и японском.

Маяк Анива (Рутака)

Если говорить о таком маяке, как Анива, то он представляет собой один из труднодоступных маяков в РФ. Он был выстроен в 1939 году на маленькой горе Сивучья, возле скалистого мыса Анива. В таком месте можно наблюдать постоянные туманы и течения подводного типа. Почти восемь десятков лет такой маяк спасал от гибели суда, которые подходили к берегам из камней. Это великое строение имеет 9 этажей и достигнет высоту в 31 метр. При Карафуто первый этаж строения был предназначен для оборудования, а другой для радиосвязи. С 3 до 5 этажи были местом для жилого строения, а на маяке находились до 12 человек. На 6 этаже было помещение склада, на седьмом была пневмосирена. Восьмой был отведен под хранилище на горючее. А на верхнем был вращательный механизм наподобие часового – в центре башни была труба с гирей в 270 кг. Для вращения прибора освещения механизм требовалось заводить каждые 3 часа. Свет от маяка был заметен на дистанции до 35 километров.

Корсаков (Отомари)

Это самое старое русское поселение на острое Сахалин. В 1905 году все это место на юге отошло к Японии и пост решили назвать, как Отомари. До осени 1908 года тут был административный центр Карафуто, а после был перенесен в Тоёхара.

Банковское отделение «Хоккайдо Такусёку Гинко»

Строение, где был банк, выстроили в 1929 году. Главную роль в архитектуре играли элементы модерна и неоклассицизма. Памятник-ансамбль размещен на одной из центральных частей Корсакова – на Советской улице, которую стали выстраивать в 1905 году, с момента передачи городка под управление японцами. Комплекс строений банковского хозяйства будет иметь огромное градостроительное значение. Он является оформлением парадного въезда в Корсаков со стороны порта в море. Строение, бывшего банком, является объектом наследия культуры области Сахалина. В 2012 году строение было передано управление регионального музея. Сейчас планируется реставрация здания, на месте банка будет музей.

Руины храма Мерей Дзиндзя

Холмск (Маока)Он был выстроен в честь японского майора Нисикубо, который погиб при боевых действиях при Русско-Японской войне. Сейчас от храма остался лишь памятник «тюррейто», на котором выбит огромный список солдат из Японии, которые погибли. Еще вы можете увидеть рядом стелу с подписью японского военного начальника – генерала Коуити Нобори. В то время в Японии был обычай – наносить на такие памятники надписи, которые сделаны популярными в то время военными начальниками.

Макаров (Сиритору)

Японская технология строительства домов необычная. В Макарове японцы выстроили много строений – шахту, целлюлозно-бумажный завод и остальные предприятия. Во время правления Карафуто, а поселение стало процветающим городком, в котором в определенный момент жило 15 000 японцев.

Храмовые остатки Сиритору дзинзя

В большом количестве случаев храм является огромным комплексом строений, и у каждого из них была определенная роль. Сиритору построили в стиле гонгэн-дзукури, которые сочетали все главные храмовые части в единой конструкции. В том месте дорога до храма являлась бетонной лестницей, которая до сих сохранилась. Слева, около лестницы, вы сможете отыскать остатки технологического колодца для электрической проводки. Еще колодец похож на канализацию – но подтвердить такую информацию сейчас невозможно. По двум сторонам лестницы были иши тооро – каменные фонари-чаши. На остатках фонарей можно отыскать даже проводку – дорога к храму в Макарове освещалась электрическим светом.

И даже в 21 веке Сахалин продолжает своеобразно сотрудничать с Японией. По большей части это касается туризма, рыболовства и здравоохранения. Участие японцев положительным образом сказывается на экономическом развитии острова.

https://www.youtube.com/watch?v=Z2GHp4lXdkQ&ab_channel=hoffMAN

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Олег Сомов / автор статьи
Опытный строитель с более чем 10 летнем стажем Каркасных и Фахверковых домов из клеенного бруса, делюсь опытом с читателями моего сайта, жмите звездочку и делитесь с друзьями, если было полезно!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DomSdelat.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: