Проектирование, строительство и дальнейшая эксплуатация автомобильных дорог
В нынешнем мире дороги для авто являются практически артериями, которые объединяют все большие городки и небольшие населенные пункты в одну сеть. Значение дорог для авто в развитие промышленности, сельского хозяйства и торговли трудно переоценивать. Часто лишь благодаря улучшению транспортной развязке получается увеличивать товарооборот. По дорогам на легковых автомобилях спешат люд, а дальнобойщики везут миллионы всевозможных грузов. Нагрузки на магистрали невероятно большие.
По этой причине проектирование автомобильных дорог представляет собой довольно трудное занятие, справится с которым способны лишь настоящие профессионалы. В целом проектирование дорог – это весьма трудный комплекс изыскательных работ, куда входит не просто проектно-конструкторский расчет, но также и экономические.
Содержание:
Общие сведения
Что объединяет изыскание и проектировочный процесс
Вначале проводят полное исследование выбранной местности. Получается, что изыскание и проектировочный процесс для автодорог в полной мере связаны между собой, потому что местность должна иметь соответствующие техногенные, геологические и климатические условия. Проектная разработка и сам комплекс работ по строительству определяются, а еще регулируется нормативно-правовыми документами.
Также проектировочные нормы автомобильных дорог подразумевает помимо прокладывания дороги еще и комплекс дополнительных построек, плановую разработку коммуникаций, насаждений леса и прочее. Кроме того, специалисты должны определять технические характеристики, подсчитывать идеальное число строительных материалов, привлекать соответствующее количество рабочих и специальной техники, поставить сроки для строительства и этапы, рассчитывать сроки окупаемости средств, потраченных при строительстве. Производить все работы требуется не только в короткие сроки, но и по максимуму правильно – допущения пары маленьких ошибок хватает, чтобы дедлайны были сорваны, а дороги начали выходить из строя за несколько месяцев.
С чего начинают проектирование полотна земли
Комплекс работы по строительству предусматривать рытье дорожного корыта, устройства дорожного полотна, а еще монтаж брусчатки и бордюров, но самое важное при выборе покрытия – функциональное предназначение дороги, и как следствие – потоковая плотность транспорта и примерная скорость движения.
Проектирование трасс для общего применения
Автомобильные магистрали, причем и городские, и дачные, всегда находятся под влиянием постоянных, а также временных нагрузок механического типа, е еще большого числа факторов, связанных с климатом. Это крайне заметно в России, где число циклов замораживания и размораживания за год способно достичь десятков. Еще на дорожное покрытие негативно воздействуют осадки, снежные заносы, грунтовые воды и множество остальных факторов. Это и представляет собой главную причину, по которой проектирование автомобильных дорого является столь сложной работой, доверить которую можно лишь опытным и весьма квалифицированным инженерам. Для проектной разработки, воплощение которого дает возможность решать транспортный вопрос в определенном регионе, специалист должен обладать определенным информационным объемом. Лишь в таком случае можно гарантировать требуемую степень безопасности и удобства использования трассы для грузовых и пассажирских перевозок.
Как проектировать трассу
При проектировании автомобильной дороги, инженеры всегда учитывают, что она не просто объединяет между собой административные и федеральные пункты, но и должна отвечать стандартам по безопасности для пассажиров, водителей и пешеходов. Для этого важно учесть определенные нормативы проектирования дорог для авто, которые обеспечивают требуемый уровень безопасности и удобства. Если при процессе проектирования были допущены ошибки в расчете перспективного применения дорог, это приведет к появлению неполадок. Если она не будет устранены посредством ремонтных работ в короткие сроки, дорога начнет быстро разрушаться.
По этой причине при проектировании и строительстве автомобильных дорог, требуется рассчитывать не просто нагрузки, которые есть в данный момент, но и перспективный план, который рассчитан на 20 лет. В случае, если создавать план и не учитывать перспективу, он считается некачественным. Особое значение требуется уделять технической классификации магистрали, и от этого зависит тип дорожного полотна, количество полосок и множество других параметров, которые характерны для всех дорог. По этой причине особенно важно определять дорожный статус. Тут еще важно рассчитать заранее нагрузку от потока автомобилей, который с годами будет лишь увеличиваться.
По окончанию расчетов, результат требуется оформлять в виде рабочего проекта. В нем обязательно должна быть сметная и техническая документация, а еще детальные чертежи, которые содержат в себе данные про используемые бордюры, знаки, тротуары, дорожную разметку и остальные важные элементы дороги для автомобилей. Рабочий проект еще комплектуют пояснительной запиской, в которой детально обосновано каждое из решений, которой будет применяться в сфере строительства. Еще в них есть рекомендации по прокладыванию коммуникаций, инженерных сетей, сметы локального типа и много чего другого. Обязательно содержатся все нужные данные по ландшафтному проектированию и обустройству условий, которые гарантируют безопасность для природной среды. На этом работа не будет окончена. Рабочий проект доверяют для проверки разным специалистам, которые не просто проверяют, соответствует ли проект всем СНиПам и ГОСТам, но подвергают его экспертизам. При этом могут быть эксперты из госинспекции, а еще районной, отвечающей за новую автомобильную дорогу, по которой ведутся расчеты.
На что важно обращать внимание при подготовке
При выполнении всех типов работ по изысканию и проектированию автомобильных дорог эксперты уделяют основное внимание условиям грунта и климатическим условиям в таком регионе, в первую очередь числу осадков в прохладное время года. Исследования земли дают возможность не просто уточнять несущую грунтовую способность (и значит, решить вопрос про необходимость уплотнения грунта), а также выяснить, насколько глубоко пролегают грунтовые воды в разное время года. Если степень залегания вод весьма глубокая, они не смогут оказывать ощутимое воздействие на магистраль. При маленькой глубине пролегания может иметь место «игры» грунта, при которой его поверхность будет резко меняться в зависимости от сезона.
В этом случае потребуется строительство дорог для автомобилей ведется при применении дополнительных материалов, которые обеспечивают надежность и прочность основания. При работе на месте будущего строительства инженеры оценивают ландшафт и выбирают наилучшие места для строительства моста, а еще прокладывания подземных коммуникаций. Гидрологические данные при сочетании с климатическими районными особенностями дают возможность выбирать толщину дорожной одежды, что дает возможность с одной стороны уменьшать траты, а с другой давать гарантию долговечности и надежности автомобильной дороги даже при интенсивном движении грузовиков с тяжелым весом. Выстраивание дорог происходит в несколько этапов, потому что для достижения требуемых качеств применяется несколько слоев материалов. на земле оборудуют песчаную подушку. Она не просто отлично отводит избыточную влагу от дорог, но и равномерно передает нагрузку на землю.
После идет базовый слой, и чаще всего это каменные материалы. Низкая цена в сумме с доступностью, высокой степенью прочности и долговечностью делают камень идеальным выбором в подобной ситуации. Верхний слой дорожного покрытия и материалов, которые не просто прочные и могут выдерживать различные типы нагрузок (изгиб, сжатие или растяжение), но и отлично работают при условиях постоянных температурных перепадов и высокой степени влажности. После этого будет промежуточный слой, а после дорожное покрытие. Для укладки таких трех слоев применяют асфальт. Но при этом всем слои в процессе строительства автомобильных дорог используют разные марки асфальта. Самым дорогим стал верхний слой покрытия, а его отличительной особенностью является применение дорогостоящих битумных марок, мелкой щебенки и особых добавок, за счет которых готовый асфальт способен противостоять высоким температурам, ее постоянным перепадам, а также повышенной степени влажности.
Чтобы обеспечивать идеально сцепление для разных слоев, тем самым увеличивая степень прочности дороги и долговечность, применяя особые вещества – геосинтики. Для проверки конструкции в готовом виде она подвергнутся кратковременным нагрузкам – как правило, через определенный участок автомобильной дороги пропускается несколько автомобилей с большим весом. Если на трассе не остается деформационных следов, то все работы были проведены качественно, при применении идеальных материалов.
Как выполняется строительство
Строительство дороги является крайне трудным процессом. Следует понимать о том, что автомобильная дорога представляет собой большой инженерный комплекс. К примеру, проектирование полотна земли автомобильных дорог на равнине при средних условиях предусматривает для обустройства 1 км дороги использование 3000 кубометров песка, 5000 кубометров щебенки и до 50 000 кубометров разработанного грунта. При этом каждый рубль, вложенный в дороги, увеличивает размер валового регионального продукта в среднем на 6 рублей.
В первую очередь выполняют проектирование грунтового полотна дороги для авто. Грамотно уложенное полотно земли – гарантия долговечной трассы, а еще идеальный метод для экономии дорогих строительных материалов. после этого на месте строительства производят очистку будущей трассы и прилегающей территории – удаляют пни, деревья, большие камни и кустарник, чтобы гарантировать эффективную и комфортную работу технике и людям.
Полотно земли возводят прямиком из земли, добываемой в месте строительства. В самых трудных случаях грунт выбирают искусственно, чтобы полотно соответствовало нормам строительства. Для начала дорожную полосу расчищают, а после грунт рыхлят, что ощутимо облегчит работу технике, применяемой для грунтового выравнивания. Если работы проводят в особо трудных условиях (мерзлый, болотистый или даже скальный грунт), то будет оправдано выполнение взрывных работ.
Следующим этапом будет выстраивание выемок, а также насыпей. Для этого еще используют особые дорожные машины. Если появляется необходимость, специалисты выполняют установку дренажной системы для отведения воды и исключения возможности заболачивания грунта, что привело бы к скорому трассовому разрушению. Ниже представлено видео о строительстве. Готовые выемки наполняют песком, который создает песчаную подушку. Песок навозят грузовыми автомобилями и разравнивают – вручную или простым катком для асфальта. На песок укладывают камни, а при выполнении работ на болотистом грунте его пропитывают портландцементом, из-за чего появляется большая плита, которая эффективно принимает нагрузки и передает их на землю.
Лишь когда выровнен камень, на него укладывают асфальт в 3 слоя, о которых мы говорили выше. Как результат, получится трасса высокого качества, которая может прослужить много лет, а также с легкостью переносит ужасные условия климата и большие нагрузки.