Яхтный лак: применение, характеристики, достоинства и недостатки. Если говорить обо всех видах финишной отделки для дерева, яхтный лак считается одним из самых долговечных, устойчивых к износу, а также самым предпочитаемым.
Изначально им покрывали корпус, а также детали оснастки деревянных парусников, яхт (откуда и пошло название), лодок для обеспечения и влагоотталкивания, предохранения материала от грязевого воздействия, солнца, ветра и преждевременного разрушения
Химический состав и свойства ЛКМ
Название «яхтенный» или «яхтный», «палубный» и «корабельный» относительно лакового состава стало показателем высокого уровня практичности, а также используется большим числом производителем даже в качестве маркетингового хода.
Популярность такой финишной отделки возросла, и дело даже не в том, что покупатели стали массово обзаводиться водным парусным транспортом, а использовании такого типа покрытия для ремонтных работ внутри квартир и домов. Эксплуатационные качества яхтного лака могут считаться на порядок выше, нежели у традиционных средств, которые предназначены для покрытия предметов мебели, пола и даже дверей.
В целом же, такие типы лакокрасочных материалов более устойчивы к воздействию влаги, эластичные, прочнее, и способны выдерживать большие температурные перепады. Но, при выборе их для покрытия поверхностей внутри помещений следует помнить об одном весьма огромном недостатке – сильно высоком уровне токсичности.
Яхтные лаки, из-за того что изначально не были предназначены для бытовых нужд, помимо органических смол содержат в составе в роли растворителей очень ядовитые химические соединения – ксилол и толуол. Вещества при работах и после нанесения очень быстро и легко испаряются. При поведении работ толуол начинает распадаться на водород и карбон, и вызывает сильное раздражение слизистой глаз, а также органов дыхания, резкие головные боли, слезоточение и даже тошноту.
А вот ксилол может даже проникать в человеческий организм не только через дыхательные пути, но даже через кожу.
Токсичные испарения будут происходить в течение определенного времени после того, как полностью просохнет поверхность.
Этот ядовитый элемент при накоплении начинает вызывать заболевания внутренних органов и нарушения функции нервной системы. Именно по этой причине при проведении работ стоит обеспечивать полноценное проветривание, а также такой лак нельзя будет использовать для покрытия мебели в спальне, детской комнате, или даже в кухне, а еще он не подойдет для обширных площадей в помещении дома, где нет хорошей вентиляции.
Разновидности
В зависимости от того, какая используется основа, можно насчитать несколько видов яхтного лака, которые
будут отличаться эксплуатационными характеристиками:
- Алкидный. Из-за небольшой стоимости он является одним из самых популярных, но далеко не самым безопасным. В его составе есть бензольные соединения, уайт-спирит, толуол в огромном количестве, а также резкий и тяжелый для восприятия запах. На протяжении всего срока применения покрытия их поверхность будет постоянно испарять в воздух химикаты, и поэтому применять такой лаковый состав можно только для внешних работ – покрытия крыш, деревянных ограждений и беседок. Эксплуатационный срок составляет примерно 5 лет при условии, что нагрузка будет умеренной механической.
Алкидно-уретановый. Он имеет качества, которые сходи с предыдущим материалом, быстро просыхает, в его составе есть особые пластификаторы, и он подойдет для обработки мягкой породы древесины. Очень токсичный, поэтому применять такой яхтный лак можно лишь для наружных работ.
- Уретан—алкидный. В его составе большее количество уретановых соединений, которые будут препятствовать быстрому испарению летучих токсинов, и поэтому он будет менее опасным для человеческого здоровья. Материал достаточно устойчив к температурным перепадам и пластичный. Такой тип палубного лака очень даже хорошо подходит для покрытия пола внутри помещений, и его можно использовать для системы с подогревом поверхности пола, потому что лак не потрескается. Срок эксплуатации составляет до 10 лет.
- Акрилатный. Этот тип лакового состава является менее токсичным, и состоит из водорастворимых компонентов, поэтому материал прекрасно подойдут даже для внутренних работ. Из недостатков стоит выделить достаточно высокую стоимость работ и небольшую устойчивость ко влаге. Покрывать таким лаковым составом корпус лодки нельзя, потому что в данном случае маркировка «яхтный» от производителей относится лишь к показателям высокого качества лишь для маркетинга.
Также по степени блеска можно выделить полуглянцевые, глянцевые и матовые лаки. Использование последних более обоснованно, если вы планируете обрабатывать огромные площади пола в светлом помещении или технические постройки.
Более того, на матовой поверхности не так сильно видна пыль, дефекты и мелкие трещинки, а глянец способен подчеркнуть все недостатки и неровности, и подойдет лишь для декоративной отделки или покрытия пола в затемненной и небольшой по площади комнате. В остальном же случае выбор будет зависеть лишь от вкуса.
На технические характеристики отражающая способность материалов влиять не будет. Ассортимент большинства производителей включает лакокрасочные пигментированные средства для покупателей, которые отдаю предпочтение цветному колерованию.
Проведение работ по окрашиванию
Перед тем, как наносить лаковый состав на пол или остальные поверхности, свежие доски следует тщательно очистить, отшлифовать, обмести мусор. Перед началом работ перемешайте жидкость, доведите ее до однородности, и при необходимости разбавьте уайт-спиритом или другим растворителем, который идеально подходит к лаку.
Покрытие следует наносить валиком, кисточкой или при помощи особые распылителя для краски. Работы следует производить лишь при положительных температурах воздуха в атмосфере – от 15 до 30 градусов и среднем уровне влажности. При этом следует обязательно защищать руки и дыхательные органы. Для наружной обработки древесины следует выбирать теплую, но совсем не жаркую погоду, причем не должно быть сильного ветра и осадков.
Когда деревянная поверхность очищена, ее следует обработать при помощи разведенного 20% лака или другой подходящей грунтующей смесью. Когда нижний слой досохнет, материал следует еще раз отшлифовать при помощи мелкой абразивной бумаги и удалять возможные выявленные шероховатости, а после нанесите новый слой уже неразбавленного лака.
В зависимости от того, насколько у вас плотная отделка, может потребуется нанесение в два, или даже в три слоя. Если ранее древесина была уже лакирована, то счищать старое покрытие следует лишь тогда, когда оно потрескалось. А если вам требуется лишь обновить все, то для начала попробуйте отделу на малозаметном небольшом участке.
Если в течение нескольких суток после просыхания лак не начал отслаиваться и вздуваться, то можно будет покрыть им всю поверхность в пару-тройку слоев, причем каждый следующий можно наносить лишь после того, как просохнет нижний. Время просушивания материала будет составлять примерно от 4 до 8 часов. Между нанесениями для прочности можно проводить шлифование абразивом.
Расход палубного лака на один квадратный метр составляет примерно 0.1 кг. Для успешного просыхания требуется оберегать поверхность от прямых лучей солнца, нагревания электрическими приборами и влаги. Полностью покрытие затвердеет от 4 до 7 дней. Остатки материала ни в коем случае нельзя хранить на морозе или около приборов отопления, а также запрещается выливать в канализацию.
Достоинства и недостатки
Характеристики яхтного лака невероятные, и поэтому преимуществ у такого материала тоже достаточно:
- Прекрасная адгезия с древесиной. Она имеет высокую степень сцепления с материалами поверхности. Лак мгновенно пропитывает материал, на протяжении долгого времени остается в структуре древесины и действует на протяжении долгого времени.
- Не подвержен вредному воздействую ультрафиолета. Солнце практически не способно оказывать вредоносное влияние на материал, который покрыт палубным лаком, потому что в нем есть особенные компоненты, которые поглощают излучение. Также в составе присутствуют стабилизаторы света, которые способны превращать лучи ультрафиолета в тепло, что поможет сохранить защитную пленку целой и невредимой.
- Делает поверхность красивой. Огромную роль в привлечении внимания к изделию будет играть и декоративная составляющая. Такое покрытие будет смотреться ухоженно.
- Гидрофобность. Такое средство помогает повышать устойчивость древесины ко влаге, а также избавляться от разрушающего воздействия гнили, образования плесени/грибка, который разрушает древесину.
- Устойчивость к износу. Пленка способна обеспечивать долговечность и устойчивость материала к механическим нагрузкам, и при этом покрытие будет защищено от появления сколов и царапин.
- Устойчивость к химическим воздействиям. Нет реакции с щелочами, кислотами и солями. Это дает возможность в случае необходимости протирать поверхность с использованием средств бытовой химии.
- Эластичность. Поверхность с нанесенным на нее лаком может изгибаться без больших повреждений пленки, и при этом она не потрескается.
- Относительно низкая стоимость. Доступность приобретения является еще одним преимуществом палубного лака перед другими свойствами. Экономия денег делает такую продукцию востребованной у многих покупателей.
А если говорить о недостатках, то яхтный лак хрупкий на морозе, так как он не способен выдерживать низкие температуры – от этого начинают изменяться свойства материала. Кроме того, он опасен для здоровья.
Чтобы улучшать применение таких материалов, большинство компаний-производителей стали включать в состав разные компоненты, и проблема заключается в токсичности. Да, как уже было упомянуто ранее, толуол и ксилол являются веществами из бензоловой группы, и их ядовитые пары попадают в человеческий организм быстро через кожу и дыхание.
Производители, цены
При выборе палубного лака для отделки поверхности пола и прочих поверхностей из древесины следует учесть такие параметры лакокрасочного состава, как устойчивость ко влаге, к истираниям, температурным перепадам, механическим нагрузкам, эластичность, декоративные качества и токсичность.
Следует помнить о том, что такой тип покрытий уступает по прочности обычным лаковым составам для покрытия паркетного пола, хоть и превосходит последние по свойствам водотталкивания.
Безопаснее будет покупать продукцию от проверенных марок, которые смогли себя зарекомендовать:
- Глянцевый лак для древесины, немецкая фирма Альпина – сделан на основе алкидных смол, и отличается высоким уровнем прочности, устойчивостью к пресной и соленой воде, неблагоприятным условиям, на протяжении долгого времени не желтеет. Из недостаток отметим длительность просыхания. Стоимость двухлитровой банки около 700 рублей.
- Корабельный лак из уретан-алкидного типа Евротекс – подойдет для внешних и внутренних работ, имеет устойчивость к ультрафиолету и облучениям, содержит в себе биоцидные и фунгицидные добавки, быстро высыхает. Стандартная банка на два литра стоит около 500 рублей.
- Алкидно—уретановый палубный лак Неомид российского производства – обладает высокой устойчивостью к износу, прекрасно переносит воздействие воды, низкой температуры и солнца. Стоимость 238 рублей.
- Лаки от турецкой марки Маршалл – предназначены для внешней отделки, прочные, эластичные и устойчивые ко влаге. Стоимость 349 рублей.
- Алкидный лак от фирмы Престиж (производства Росси) неплохо подойдет для проведения наружных работ, помогает создавать глянцевое покрытие, быстро высыхает, стоит 200 рублей за литр.
- Глянцевый лак Парад Л20 на алкидно-уретановой основе для наружных работ на протяжении долгого времени не желтеет, имеет устойчивость к высокому уровню влажности, и стоимость за 1 литр продукции составляет примерно 280 рублей.
Это лучшие 5 лаков яхтного типа, которые вы можете найти. Пользуйтесь на здоровье!